Темная тема

Вчера Apple выкатила на широкую публику новую macOS 10.14 Mojave. Одно из заметных нововведений — опциональная темная тема интерфейса. Я честно просидел на ней сутки, после чего вернулся обратно на светлую.

Историческая справка

Когда-то, давным-давно, все компьютерные мониторы имели только «темную тему»: пучок электронов рисовал на темном экране кинескопа светлые пятна. Для человека разбирающегося в компьютерах это казалось абсолютно естественным и нормальным, по-инженерному — практически осциллограф.

Так было распространено вплоть до начала 90-х. Мой первый компьютер был с черно-оранжевым монитором, а текстовые и даже графические редакторы имели по-умолчанию черную канву.

Hercules Monitor

Параллельно с этим с начала 1970-х ребята из лаборатории Xerox PARC пытались реализовать более гуманистический подход к интерфейсу с понятной всем метафорой из окружающего мира: черные буквы на белой бумаге — идейный прообраз Material Design.

В 1973 году вышел компьютер Xerox Alto: первый ПК со светлой темой.

А в 1984 — знаменитый Apple Macintosh, который и познакомил широкую публику с «белым» графическим интерфейсом, немалую часть которого ребята из Купертино «позаимствовали» прямиком у Ксерокса.

С середины 90-х стали массовыми ПК с Windows, которая унаследовала те же интерфейсные подходы Apple и Xerox: черные буквы на светлом фоне.

Возвращение темного

Со временем стало понятно, что интерфейс «черным по белому», несмотря на свою натуральность, утомителен. Слишком большой поток света, слишком контрастные элементы. Стали появляться «темные» графические интерфейсы. Первыми этим озаботились программисты, тк вынуждены были смотреть в монитор ежедневно часами и глаза уставали.

По-началу «темные» интерфейсы выглядели просто как светлые элементы на темном фоне. Потом пришло понимание, что для продолжительной комфортной работы надо еще избавляться от излишнего контраста. Черное делать не таким черным, белое не таким белым, убирать все слишком «шумные» и яркие элементы. Структурировать элементы и организовывать пространство аккуратными дозированными нюансами.

Выяснилась простая вещь: для интерфейса, с которым работаешь часами, не требуется «кричащих» акцентов. Ты и так этот интерфейс знаешь наизусть. В результате, сегодня любая современная IDE комплектуется комфортной темной темой.

Темная сторона macOS

Я не выдержал темную тему новой макоси больше дня. При том, что все IDE и ряд других программ у меня с темной темой. Но у Apple пока, к сожалению, не получилось так же красиво и комфортно, как у разработчиков IDE.

Сложность в том, что недостаточно светлое сделать темным, а темное светлым, чтобы получить хорошую Dark Theme. Черный котик — это вовсе не инверсия белого: наше зрение и восприятие работает очень субъективно.

Inverted Cat

У меня был опыт рисования темной темы для одного продукта и в процессе выплыло множество интересных нюансов. Изящные тонкие линейки становились вырвиглазными, тени — малоразличимыми, выпуклое — впуклым и т.п.

Понятно, что дизайнеры в Apple прекрасно в курсе про эти нюансы восприятия. И совершенно точно имели перед глазами лучшие образцы темных интерфейсов. Но, может времени не хватило, может технические ограничения, может все сразу. В итоге, комфортной темной темы не получилось. Во всяком случае, пока

Для сравнения: слева — окно файндера. Справа — тот же самый список файлов в окне современной IDE. Заметно, насколько список справа ровнее и сдержаннее и насколько он пестрее слева.

macOS Mojave Dark Theme

На последнем фото — пример идеального «темного» интерфейса: потолочная панель Airbus A320.

A320 Overhead Panel