Про толерантность к интерфейсам


Эссе с применением интерфейсного антипаттерна «многабукв».

Часто слышу, что, мол, опять в новой версии макоси (винды, андроида…) не появилось ничегошеньки нового. История эта, в общем-то, очень простая.

Основной функционал везде давно и неплохо вылизан, а отдельные  улучшения заметны не всем. Периферия тоже уже много лет принципиально не меняется: те же самые экран, клавиатура, тачпад, тачскрин, микрофон, динамик, камера, блютусы-шмутусы… Не случилось с нами 3D-, VR-, AR- и прочих двухбуквенных революций.

Зато с интерфейсами дела обстоят поинтереснее. Их обновляют; обновляют постоянно. И визуально освежают: фончики там, шрифтики да иконочки. И в смысле взаимодействия тоже меняют. Причем, иногда, довольно основательно меняют. Но даже и эти изменения больше не прокатывают за новизну.

Дело в том, что  за последние годы количество интерфейсов в повседневной жизни стало таким огромным, что нам на них стало абсолютно наплевать. Интерфейс перестал восприниматься как источник «вау», как то, что может и должно улучшить нашу жизнь.

В досмартфонные времена людей реально запаривало «меню» их телефона. Как выглядит, как управляется, порядок пунктов. Купить себе сони вместо привычного самсунга было как переехать в новую квартиру: все непривычное, все не на своем месте. Бесит.

В 2007 Джобс выпустил мега-успешный смартфон, у которого была всего 1 кнопка вместо обычных 17…19. Это казалось настолько безумным и невозможным, что весь мир трясло целый год от осознания этого факта.

Десять лет спустя, в 2017, Кук выпустил смартфон вообще без единой кнопки спереди. Но в тот момент всем было уже строго пофиг.

Сегодня банально нет смысла обсуждать тонкости UI нового айфона или андроида. Потому что в течение дня придется выполнить действия с микроволновкой, билетным терминалом, автомагнитолой, банкоматом, вендоматом, паркоматом, десятком приложений (каждое — со своим неповторимым UI), двумя-тремя интернет-магазинами, пятью мессенджерами. И каждый новый день добавит в этот список еще один новый неповторимый интерфейс.

Квадратное, овальное или со скругленными углами, плоское или скевоморфное, светлая тема или темная тема, микро-анимации и микро-взаимодействия, тачи и свайпы, Робото или Проксима Нова, нейтив или кит, матириал или шматириал… …Да блинский ёж! Делайте что хотите и как хотите! Мы уже давно привыкли к интерфейсному зоопарку, мы привыкли быстро разбираться во всех «коммуникационных парадигмах», «визуальных языках» и «дизайн-системах».

UX-мышца современной домохозяйки раскачана в два раза ширше, чем бицуха Хабиба. Она (домохозяйка, в смысле) моментально осваивает новые жесты, новый цвет иконок и уже через секунду переключается на следующий интерфейс. Все UI-обновки для нее как смена времен года за окном. Похолодало — доставай пальто.

Никто больше не напишет «дуров верни стену». Редко кто просит дизайнера подвинуть логотип на пару пикселей правее. Типичный житель типичного большого города совершенно толерантен к любому look&feel. Даже сайтом Craigslist — классической страшилкой нулевых — фиг теперь кого напугаешь.

В этом смысле мы все живем в очень интересное время. Потому что, с одной стороны, такое положение вещей сильно развязывает руки. Можно делать интерфейсы так, как считаешь нужным, насколько хватает фантазии, способностей, времени и денег. Люди в среднем как-нибудь да справятся.

С другой стороны, выявляется, что для интерфейсов осталась лишь одна-разъединая по-настоящему важная метрика: конверсионность.  Эстетика, «инновационность» и мифическое юзабилити — все это уже в прошлом.

Самый конверсионный интерфейс, как мы знаем — это отсутствие интерфейса.